В России прошел первый суд над SEO-оптимизаторами
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес свое решение по первому в Рунете делу об использовании мета-тегов в борьбе за внимание пользователей к корпоративным сайтам.
Питерская компания «НПО Инженеры электросвязи» обнаружила в HTML-коде чужого сайта (принадлежащего компании «СТР») слово «ЕхРro».
Оно является зарегистрированным товарным знакомом производимой НПО продукции. Этот оптимизаторский прием приводил к следующему эффекту: запрос по слову «ЕхРro» в «Рамблере» вел не на ресурс НПО, а на сайт «СТР», утверждала потерпевшая сторона.
Использование мета-тегов в целях поисковой оптимизации далеко не новость: в обойме «черных» методов этот занимает достойное место. Компания «СТР» занимается разработкой и производством устройств защиты различного оборудования от опасных электромагнитных воздействий под торговой маркой «НПО СТР-Телеком», поставкой телекоммуникационного оборудования.
Видимо, из-за схожести деятельности компаний «Инженеры» предпочли сразу обратиться в суд и предъявить свои претензии на использование их товарного знака «в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации».
Формулировка о «других способах адресации» из 4-й части ГК РФ и стала камнем преткновения в этом процессе. Дело в том, что одна из статей закона не допускает использования чужого товарного знака как на упаковке продукта, так и в доменном имени и при этих самых «других способах». Однако в том, можно ли под ними понимать HTML-код или нет, эксперты договориться не смогли. Как рассказал CNews представлявший интересы «СТР» юрист Антон Серго, суд оказался в непростом положении. Российские суды всего несколько раз рассматривали нарушения прав на товарный знак в подобном контексте.
Участник разработки 4-й части ГК РФ Виталий Колятин, считает, что применение этой нормы закона к HTML-коду страницы абсурдно: «Ссылка на «иные способы адресации» обусловлена необходимостью отразить существование наряду с принятой системой доменных имен (DNS) и существование так называемых «альтернативных» систем адресации. Количество споров, связанных с такими способами адресации в мире растет, и законодательство должно это учитывать», — рассказал он. Таким образом, HTML-код страницы, будучи определенным функциональным инструментом, не является и не может рассматриваться в качестве способа адресации в интернете, согласился Антон Серго.
«Каким образом и кем слово «ЕхРro» было введено в поисковую систему в судебном заседании установить не представилось возможным, — говорится в решении суда. — Кроме того, на сайте отсутствует упоминание о товарах, маркированных обозначением «ЕхРro». С учетом изложенного, иск удовлетворению не подлежит», — заключил суд.
По словам главы российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций юридической фирмы Salans Виктора Наумова, дело НПО действительно нетривиальное и не только потому, что сложно по нему работать с доказательствами, но и потому что формулировки и прошлого закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происходжджения товаров», и действующей части 4 ГК РФ говорят о нарушении прав на товарный знак при использовании в интернете, «в том числе в доменном имени и при других способах адресации». «При такой формулировке нормы при дальнейшем рассмотрении дела, я думаю, что решение будет обжаловано, все будет зависеть от того, как — широко или буквально будет толковаться понятие способ адресации», — добавил Виктор Наумов.
Эксперты считают, что поскольку подобных процессов на Западе становится все больше, в скором времени такая судебная практика может стать нормой и для России. «Скорее всего, это не последнее дело по «другим способам адресации»,- считает Антон Серго, — По зарубежному опыту можно уверенно сказать, что объем дел такого типа будет в дальнейшем расти, но борьба будет вестись не с целью устранения с рынка конкурентов, а с недобросовестными «продвиженцами», тем более что действующее законодательство позволяет успешно с ними бороться».
Добавить комментарий